5cca722b

Задержка речевого развития

Многие родители любят сравнивать достижения собственного ребенка с успехами других детей, что в корне неверно, так как каждый человек проходит индивидуальный путь взросления. Поэтому нужно знать средние, общепринятые нормы детского развития и равняться на них.

Не страшно если до трех лет у малыша не совсем правильная артикуляция, происходит замена звуков, их искажение. Но если неточности не исчезают в более старшем возрасте — это не что иное, как задержка речевого развития. Ее нельзя игнорировать и, пока не поздно, принимать срочные меры по устранению.

Задержка развития речи может возникнуть по многим причинам:

— сильный токсикоз матери во время беременности;

— заболевания (в том числе и хронические), перенесенные матерью, когда она носила ребенка;

— хроническая гипоксия младенца в утробе матери;

— легкое удушье;

— даже небольшое поражение нервной системы при возникающем резус-конфликте между мамой и плодом;

— травмы во время родов;

— инфекционные заболевания, перенесенные самим ребенком еще в младенчестве.

Расстройства речи успешно излечиваются совместными усилиями родителей, логопедов, психологов и невропатологов. Главное — распознать проблему своевременно. Всегда легче заболевание предупредить, чем лечить, поэтому родителям следует знать, какие отклонения в развитии ребенка говорят о том, что в будущем возможна задержка речевого развития.

Итак, обязательно обращение к логопеду, если:

1. Во время глотания, сосания, перехода от жидкой еды к твердой возникают сложности.

2. Имеется психомоторная задержка.

3. Стоматолог предупредил об аномалии челюстей и зубов.

4. Нарушены движения губ и языка, вследствие чего формируется неправильная артикуляция.

5. Постоянно течет слюна.

6. У малыша постоянно открыт рот.

Задержка речи может быть как частичной и временной, так и почти необратимой. Если при хорошо развитом слухе малыш 3-5 лет полностью или почти не разговаривает, можно говорить об алалии. Это отклонение вызывается поражением в левом полушарии мозга областей, отвечающих за речь. Ребенок стремится к общению, имеет нормальный слух, артикуляционный аппарат, использует мимику и жесты. Его нельзя назвать умственно отсталым. Справиться с алалией поможет только опытный логопед, который составит коррекционную индивидуальную программу для ребенка.

К счастью, это крайне редкие случаи. Гораздо чаще задержка речевого развития вызвана замедленным развитием малыша. Пройдет два-три года и он неожиданно быстро наверстает упущенное, станет, наконец, разговорчивым.

Конечно, ждать три года, чтобы убедиться, что все будет хорошо, тоже не стоит. Лучше проконсультироваться с врачом. Им будет изучена задержка речи у конкретного ребенка, проведены исследования с целью исключения умственной отсталости, дефектов слуха или других болезней, которые могут быть причиной отставания.

Что можно сделать для ребенка в домашних условиях, чтобы задержка речевого развития не переросла в большую психологическую проблему?

Прежде всего, это совместное чтение книг, особенно стихотворных произведений, пение песен. Нужно называть все, что изображено на рисунках, просить ребенка показать тот или иной предмет, объяснить, что это. Малыш должен увидеть, что родители много читают, понять, как это важно. Необходимо объяснять все, что окружает ребенка, сопровождать словами все действия, его и свои. Каждый день желательно добавлять к словарю малыша хотя бы пару новых слов, повторять их для лучшего запоминания. Нужно побуждать его к действиям, к тому, чтобы он сам рассказывал о том, как провел день, что делал; чтобы он сам придумывал сказки, истории.

В любом случае нельзя считать такую проблему как задержка речевого развития недостойной внимания и оставлять все на самотек. Ребенок может справиться с ней и добиться значительных успехов только с помощью любящих и верящих в него родителей.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий